Web-design
Ксения Мужецкая









Форхенд Лансдорпа

Robert Lansdorp,
(www.tennisone.com)
Пер. с англ.: К. Мужецкая
Томск, СТЦ

Хватка

Основа форхенда - хватка. Одна из самых больших проблем в Американском детском теннисе - недостаточная техническая база: так много молодых игроков имеют из-за этого экстремальные хватки.

Экстремальные, в частности, западные хватки невероятно часто встречаются на всех уровнях детского тенниса. Дети рано добиваются успехов в своей теннисной карьере, потому что они могут бить топспинами и выигрывать таким путем множество мячей в игре. Если мяч высокий и не слишком быстрый, то игра этих детей выглядит фактически неплохо, даже хорошо.

Недостатки, связанные с экстремальной хваткой, обнаруживаются позже, в старшем возрасте, когда появляются технические проблемы, или когда хороший молодой игрок начинает пробовать себя в профессиональном теннисе. Теперь они, те же самые дети, вдруг не могут успешно выступать во взрослом теннисе. У них появляются серьезные проблемы, касающиеся обработки мяча на темпе в профессиональной игре, особенно когда мяч низок и скользит.


Но мало кто говорит об этих проблемах. Дети держат ракетку экстремальной хваткой и думают, что это правильно. Никто не говорит, что неправильная хватка фактически резко ограничивает способности этих детей.

Никто не объясняет родителям то, что отдавая вашего восьмилетнего ребенка тренеру, вы уже прививаете ему экстремальную хватку, только вы этого не знаете. Это то, что я называю минусами обучения в Американском детском теннисе.

Большие игроки в истории игры (с очень немногими исключениями) всегда умели ударить по мячу так, чтобы придать ему верхнее вращение, и одновременно управляя темпом.

Классические хватки - хватки, которые я преподавал игрокам (таким, как Трэйси Остин, Пит Сампрас и Линдсэй Дэвенпорт), позволяют молодым игрокам контролировать мяч, когда он сложный и скользит.


Линдсэй Дэвенпорт не стала бы сейчас тем, кем стала, если бы она начинала обучаться, используя экстремальную хватку. Она не была бы способна послать мяч глубоко, как она делает.

Конечно, если ребенок очень талантлив, он может иметь успех и с западными хватками, но это более трудно. Люди говорят о Жане Карлосе Фереро. Обращается внимание на то, что у него экстремальная хватка, и он находится в десятке лучших теннисистов мира. Возможно, Фереро настолько силен, что может посылать мяч глубоко с его форхендом, но ведь для этого требуется так много усилий. Насколько хорошо было бы, если бы он учился бить по мячу с использованием классической хватки?

Нет никакого способа ответить на вопросы подобно этим, но интересно, могли бы некоторые игроки, которые были близки к вершине - игроки подобно Джиму Курье, например - быть более популярными, если бы им дали лучшие основы техники.

В этой статье я хочу поделиться своими мысли относительно того, как закладывать технический фундамент с правильными хватками. Я также хочу обратить внимание на важную связь между хваткой и завершением удара, и еще на кое-что, что редко обсуждается в юниорской тренировке.

Завершение

Завершение удара очень критично к хватке. Если завершение выполнено правильно, то Вы знаете о том, что все в порядке ( легко видеть, когда Вы знаете, что искать).

Я смотрю на начало удара, как ребенок проводит ракетку, и я смотрю на конец удара, завершение. Если начало совершенно, и конец совершенен, я могу гарантировать, что попадание по мячу будет совершенно также.

Если Вы - родитель, или тренер, Вы должны действовать таким же образом. Фотографии демонстрируют четыре наиболее общие хватки и соответствующие завершения ударов. Отсюда любой игрок или тренер может понять, насколько хватка игрока соответствует оптимальной технике.

Восточная или Классическая хватка

Восточная классическая хватка бывает закрытой и открытой. Разжав ладонь, Вы можете убедиться, что при этой хватке пальцы находятся у нижней грани ручки. Классическое завершение с этой хваткой страхует игрока от неудач. Это - основа форхенда.

Полузападная хватка

После того, как молодой игрок научился бить по мячу наблюдается тенденция слегка менять ее к западной хватке, чтобы развить большую степень верхнего вращения. Обратите внимание на различие в завершении удара в сравнении с классической хваткой выше.

Западная

Западная хватка весьма распространена в детском теннисе. Раскрыв ладонь, Вы можете видеть, как рука передвинулась под ручку. С этой хваткой игрок никогда не будет бить по мячу с полной мощностью, посмотрите на завершение удара.

Экстремальная хватка под ручкой

Экстремальная хватка, когда ладонь находится под ручкой, и экстремальное окончание удара - другая привычная картина в большом теннисе юниорского уровня. Обратите внимание на неуклюжее завершение. С экстремальной хваткой способность игрока хорошо бить по мячу становится намного проблемнее.

Смотрите, как игрок держит ракетку, затем попросите, чтобы он открыл его руку. Это покажет Вам точное положение руки на ручке ракетки. Наблюдайте завершение, как он бьет. Вы увидите путь, которым удар заканчивается, сможете соотнести это с тем, как игрок держит ракетку.


Удар по мячу: ракетка бьет по мячу и перемещается по линии удара перед перемещением вверх к завершению.


Когда я начинаю тренировать молодых игроков, я обращаюсь с ними всеми так, как будто они могут стать чемпионами. Я преподаю им хватки, которые дают им хорошую техническую основу, чтобы стать хорошими игроками, может даже большими чемпионами.

В основном имеются две хватки, которые позволят Вам выполнять совершенный удар в современной игре: восточная хватка, подобная хватке, используемой Питом Сампрасом, и умеренная полузападная хватка, используемая игроками подобно Агасси или Линдсэй Дэвенпорт.

Я принципиально настаиваю на том, что дети должны начать с восточной хватки. Начало - ведь это так важно. Вы должны наблюдать за детьми очень внимательно, потому что Вы знаете, что у них будет естественная тенденция изменять хватку, так чтобы рука шла больше под ручкой.

Ребенку в конечном счете может быть безразлично как держать ракетку, но только тогда, когда ему привит фундаментальный навык бить по мячу. Как только у них появится чувство удара по мячу, можно сменить хватку на полузападную и добавить немного больше верхнего вращения без ущерба для качества удара. Ребенок уже знает как ударить по мячу.

Если Вы начинаете обучать вашего ребенка верно, Вы на полпути к успеху . Если Вы начинаете учить его неверно, это означает, что ребенку не повезло с тренером.

Если ребенок привыкает играть одной из экстремальных хваток с самого начала, то в будущем его ждут серьезные проблемы.. Вы ограничили потенциал игрока, и, вероятно, надолго, да еще и потеряли их доверие.

>В дополнение к хватке, другой важный элемент в закладывании хорошей технической основы - завершение удара. Так же как и хватка, завершение удара - тоже огромная проблема в детском теннисе. Мало кто понимает реальное значение завершения удара.

Завершение показывает игроку, действительно ли игрок выполнил качественный удар по мячу. Вы должны вообразить, что мяч не покидает ракетку сразу же после того, как он отрывается от плоскости ракетки. Вы должны чувствовать мяч, должны уметь управлять мячом. Завершение показывает, делает ли игрок это или нет.

Мария Шарапова, возраст 13 лет, одна из всемирно известных молодых юниорок, демонстрирует классическое завершение, вынося ракетку вперед.

 Обратите внимание, как игрок проводит ракетку до конца так, чтобы ракетка осталась на траектории отрыва мяча.

Сегодня дети проносят ракетку при завершении удара резво и вокруг шеи. И это считается хорошим! Тренеры учат так. В действительности экстремальное окончание гарантирует, что игрок не выполнил хорошего удара. Вместо этого он "отпускает" мяч слишком рано, так что ракетка не продолжает движение за мячом. Когда Вы учите этому важному удару начинающих игроков они никогда не получат чувства направленной проводки мяча, характерного для правильного удара.

Два представления завершения удара Пита Сампраса, посмотрите, как его рука полностью вкладывается в удар, обворачиваясь вокруг плеча.

Если Вы действительно правильно бьете по мячу, завершение движения руки должно быть у подбородка. Чтобы увидеть, как совершает удар игрок, я учу его или ее останавливать руку. Я говорю им "остановите ракетку впереди" или "остановитесь". Это не позволяет им завершать удар у шеи.

Если они могут "остановить ракетку спереди", тогда я знаю, что они бьют по мячу совершенно корректно.

Это - техника обучения. Это непросто, чтобы совершать такое в игре. Но во время темпового матча не получится завершить удар, обворачивая вокруг шеи. Посмотрите на Пита, например. Вы увидите, что в его завершении он проносит свою руку сначала близко к его левой щеке. Если игрок учился бить по мячу еще в детстве так, как били Пит и Линдсэй, тогда более длинное завершение станет естественной способностью выполнять качественный удар.

В дополнение к важной роли хватки и завершения, есть еще и мои представления о некоторых других проблемах в постановке форхенда.

Пит демонстрирует идеальный бэксвинг, с ракеткой, находящейся на уровне плеча. на замахе на той же высоте, как и при ударе по мячу.

Держите уровень плоскости ракетки

Замах

В способе завершения удара у Вас нет никакого выбора, есть только один путь - тот, о котором мы говорили. Для замаха у Вас есть выбор. Но я предпочел бы, чтобы Вы проносили ракетку назад над уровнем плеча. Держите вашу руку мягче, и не добавляйте работы запястья.

Я полагаю, что Вы должны совершать удар с максимальным махом. Я против слишком быстрого короткого замаха. Это очень опасно. Вы никогда не будете толком знать, как ударить мяч. Намного легче уменьшить замах, чем сделать его намного большим. Не начинайте учить ребенка короткому замаху, он никогда не будет знать, как замахнуться.

Ракетка должна быть постоянно направлена в мяч в то время, когда Вы бьете по мячу, я не вижу необходимости закрывать плоскость ракетки. В этом случае у Вас гораздо меньше возможностей для ошибки.


Запястье направлено назад во время контакта. Если Вы хотите так ударить по мячу, едьте в Испанию и играйте на грунте.

Учите их тому, как принять подачу с полным замахом. Потому что сначала подачи несильные. Если вы прочно закрепились на корте, у вас получится хороший прием. Если кто-то подает 130 миль в час, то некоторым игрокам, вероятно, придется пользоваться при этом коротким замахом.

Запястье

Запястье должно быть направлено назад при ударе. Но Вы должны быть очень осторожны, Вы не должны выворачивать ваше запястье слишком далеко при ударе или окончании удара. Запястье слегка перемещается во время удара, но оно не делает ни шлепка, ни хлыста.

Слишком выраженное включение в удар запястья очень опасно. Вы должны уметь им управлять. Во время выполнения экстремального топспина запястье может проваливаться на всем протяжении удара. Я не люблю вращения и супервращения, если Вам это нравится езжайте в Испанию и играйте на красном грунте.


По завершении замаха, при выносе ракетки в мяч она опускается немного ниже мяча, чтобы получился удар с верхним вращением

Некоторые тренеры фактически поощряют это. Они называют это " шлепающий удар". Шлепающий удар? Помилуйте!

Они думают, что игроки придают дополнительное верхнее вращение, но они фактически давят мяч. Они не двигаются в мяч, ударяя с верхним вращением, так что Вы получаете посредственный удар, при котором игрок совсем не двигается.

При завершении замаха, опустите ракетку чуть ниже уровня мяча, тогда вы придадите мячу немного верхнего вращения, не акцентируя внимания на этом. Когда Линдсэй или Пит совершают удар справа, часто говорят что они выполняют плоский удар, но это не так. На самом деле они бьют сильно и с верхним вращением.

Позиция


Обучайте игрока бить по мячу в закрытой стойке. Иногда Вы должны идти в мяч даже в профессиональном теннисе.

Я люблю преподавать закрытую стойку в начале обучения, и даже возвращаться к этому в более поздние времена. В такой позиции Вы можете лучше ударить по мячу. В открытой стойке таится опасность обернуть ракетку вокруг тела слишком быстро.

Когда Вы начинаете учить ребенка бить по мячу в открытой стойке, вам гарантированы неприятности. Начинайте обучение с закрытой стойки, и затем идите к открытой стойке, потому что, когда Вы бежите за далеким мячом, чтобы выполнить удар справа, то Вы столкнетесь с некоторой разновидностью открытой стойки - или по крайней мере позицией, когда игрок ступает передней ногой уже после того, как ударил. Но игроки должны чувствовать преимущества закрытой позиции. Они должны понять, что есть ситуации, когда лучше пойти в мяч, даже в профессиональном теннисе.


Роберт Лансдорп - легендарный Южно-калифорнийский тренер, который воспитал множество юниоров мирового класса и профессиональных игроков, включая 3 юниоров, которые начали тренироваться под его руководством и стали номером один в мире: Трэйси Остин, Линдсэй Дэвенпорт, и Пит Сампрас.





Написать письмо
Сайт создан в системе uCoz