Ron Waite,
(www.tennisserver.com)
Пер. с англ.: К. Мужецкая
Томск, СТЦ
Те из вас, кто регулярно читает мою колонку, наверняка знают, что я занялся теннисом в довольно позднем возрасте, в возрасте 39 лет. Как это зачастую случается с новенькими в теннисе, я старался всеми возможными способами улучшить свою игру за минимально возможное время. Я начал читать всю литературу, связанную с теннисом. Я покупал и просматривал множество видео-учебных материалов. Я внимательно слушал все "советы", высказываемые теннисными комментаторами, когда смотрел профессиональные матчи по телевидению. Как и многие новички, я очень переживал по поводу того, что не мог играть так как бы мне хотелось. Постоянно занимаясь спортом, фактически всю свою жизнь, я никогда не сталкивался с неразрешимыми проблемами в достижении мастерства. Теннис был исключением. Я принимал все советы своих друзей и спарринг-партнеров. Я испробовал все уроки, изученные мной по книгам, видеокассетам и журналам. Однако, чем более я углублялся в эти знания, тем хуже становилась моя игра. Таким образом, мои первые шаги в теннисе оказались для меня разочаровывающими. Я чувствовал, что делаю что-то не правильно потому, что не применяю полученные знания должным образом. Я даже начал подумывать о том, что теннис - это игра не для меня. Временами я чувствовал, что соревнования могут натолкнуть меня на понимание того, что именно нужно улучшить. Я соревновался в турнирах, спонсируемых USTA, во всех категориях, по которым проходил. Я вспоминаю молодых игроков, таких как Пол Г. и Джефф Л., буквально смеявшихся надо мной после победы по нулям на турнире (теннис достаточно эгоистичный вид спорта и зачастую новичкам трудно рассчитывать на послабление и поддержку сильных игроков). Это было тяжелым для меня временем. Благодаря моему другу Бобу Касэйлу, я не сдавался. Он тоже испытывал проблемы, подобные моим, Случалось, что я встречался с серьезными игроками, такими как Питер Бронсон и Питер Макпартланд, которые, вместо того чтобы насмехаться надо мной, оказывали поддержку. Но все равно моя игра казалась замороженной, и я тщетно пытался улучшить ее. Мое прозрение в теннисе произошло в результате двух независимых событий. Первое - это то, что я начал фотографировать профессиональных теннисистов для журналов и спонсирующих фирм. Второе - мне улыбнулась большая удача тренироваться с Оскаром Вегнером (автором книги "Вы можете научиться играть в теннис за 2 часа"). Понемногу я начал замечать, что многие рекомендации, что я изучил, по отношению к моей игре были просто не верны. Я начал понимать, что многие фундаментальные принципы этой замечательной игры на самом деле достаточно сильно отличаются от общепринятого смысла, вложенного некоторыми авторами, традиционно ориентированными теннисистами и некоторыми профессиональными тренерами.
И я решил испробовать совершенно другой подход, такой, о котором я никогда в последствии не пожалел! Я искренне верил, что любой может научиться играть в теннис в достаточно короткое время, если он обладает силой воли и способностью отступить от традиционных подходов и советов. Я понимаю, что, возможно, я получу множество писем от профессиональных тренеров и других людей, которые подвергнут меня критике за то, что я отважился оспорить некоторые из истин, которые были заложены теми, кто пришел раньше меня. Во-первых, позвольте мне сказать, что ваше мнение все равно останется вашим мнением, и, я надеюсь, что вы позволите мне иметь свое собственное. Во-вторых, у меня есть очень удачная запись обучения людей этой замечательной игре. Некоторые из новичков, которых я учил, в конечном итоге благополучно окончили академические и секционные циклы USTA, все в течение месяцев, но не лет. Мой результат говорит сам за себя. Наконец, я сертифицирован USPTR. Все-таки я уверен, что многое из того, что предлагают многие тренеры и инструкторы, я бы никогда не стал советовать начинающим игрокам, ищущим дружеского указания от профессионального тренера. Но самое важное - это чтобы игрок принимал тот факт, что многое изменилось в игре за последние 20 лет. Ракетки, покрытия корта, струны, а также физическая подготовка - другие сегодня. Как результат, сегодня есть конкретное понятие того, что называется современным теннисом. Удары, хватки, позиции и т.д. - все то, что работало в 1950-е годы, требует нового осмысления в 2000-х годах.
Итак, в этом материале я хочу рассеять некоторые из мифов, которые, как я заметил, наиболее часто встречаются в обучении теннису.
Теннисные стойки.
Привычная теннисная рекомендация - игрок должен стоять боком к сетке практически при всех ударах. Это определяется как закрытая стойка. Считается, что закрытая стойка в большинстве случаев является лучшим положением корпуса. Но в современной игре открытое (лицом к сетке) или полуоткрытое (нечто между открытым и закрытым) положение предпочтительнее для форхендов и иногда для двуручных бэкхендов. Посмотрите на любого игрока мужского или женского туров. Открытая стойка для форхенда - типичная ситуация, это скорее правило, чем исключение. Посмотрите на способ выполнения Андре Агасси его двуручного бэкхенда: он чаще находится в полуоткрытом положении, чем в каком либо ином. При приеме подачи (кстати, лучшем аспекте его игры), Андре бьет по мячу либо в открытом положении, либо с полулета. Если кто-либо внимательно рассмотрит как Венус или Серена Вильямс бьют по мячу, то заметит подавляющее господство открытой или полуоткрытой стойки при ударах на задней линии. Использование полуоткрытой или открытой стойки позволяет игроку подступить к мячу более естественно и способствует сложным, но, вместе с тем, более мощным ударам на задней линии. В реальных ситуациях на корте игрок будет вынужден выполнять удары на задней линии практически из любого возможного положения. Так или иначе, но когда есть достаточно времени, использование полуоткрытой или открытой стойки для ударов на задней линии - это лучший вариант. Исключая укороченные слайсы, каждый игрок, обладающий одноручным бэкхендом, все больше и больше усваивает полуоткрытое положение на корте. Это, несомненно, правильно при ударах с верхним вращением. Внимательно понаблюдайте за теннисистами, играющими на европейском грунте. Вы увидите множество одноручных бэкхендов, которые выполняются из полуоткрытого положения.
Подготовка ракетки - замах
В течение многих лет я слышал как тренера кричат на своих теннисистов: "Отводи ракетку назад раньше". Зачастую их совет отвести полностью ракетку назад означает, что ракетка теннисиста должна быть направлена в фон позади него.
Я конечно соглашусь, что ранняя "подготовка" желательна. Тем не менее, это вовсе не означает, что надо отводить ракетку назад настолько далеко, по крайней мере для ударов справа с задней линии и для двуручных бэкхендов. Я сторонник очень коротких ?плотных? замахов. Чем короче замах... тем лучше. Плотные замахи подразумевают меньшее число неверных действий во время удара. Когда удар выполняется из открытой или полуоткрытой стойки, плотный замах может обеспечить очень мощный удар. Современные ракетки автоматически обеспечивают силу. Нет нужды делать большой замах. Особенно эффективен плотный замах при приеме подачи.
Один из принципов достижения мощности при выполнении короткого замаха - это увеличение скорости головки ракетки в момент соприкосновения. Я советую ученикам подходить к мячу с опущенной головкой ракетки. Но в момент контакта ракетки с мячом они должны пытаться увеличить скорость движения ракетки. Это действенный способ достижения контроля силы! Рука остается совершенно расслабленной при ударе и игрок ни в коем случае не должен прилагать "мышечную силу" к удару по мячу. В итоге теннисист должен стремиться к чему-то вроде "подкрадывания, затем толкания" мяча.
Я знаю, что многие из вас могут выржать скепсис по этому поводу. Поэтому небольшой тест для вас. Выйдите на корт, и пусть ваш партнер набрасывает вам мячи. Отрабатывайте свой замах. Старайтесь бить по мячу так жестко, как только можете в течение всего сопровождения, насколько это возможно до предела. А теперь попробуйте делать то же самое упражнение, но используя 6-дюймовый замах. Сейчас, в момент контакта ракетки и мяча, увеличивайте скорость головки ракетки путем "давления" на мяч в момент соприкосновения. Через несколько попыток вы привыкните к новому движению на замахе. К тому же, я уверен, что вы заметите, что в большинстве случаев ваши удары с задней линии задают более высокий темп. Более важно, что вы обнаружите свою возможность лучше контролировать направление и глубину этих ударов. Если вы захотите узнать, как Андре Агасси бьет так сильно, то отчасти это ему обеспечивает такая техника. Я не думаю, что многие из вас выберут для себя 6-ти дюймовый замах, но уменьшение замаха возможно станет вашей задачей после выполнения этого "теста".
Далее, одноручный бэкхенд (особенно подрезка слева) требует большего замаха. Но чуть более ранняя подготовка к удару и "давление" в момент контакта позволят игроку сильно улучшить качество темпа/пласировки в его/ее ударах на задней линии.
Что касается ударов с лета, я являюсь сторонником замаха, не более чем на 1-1/2 размера ступни. Удары с лета - это на удары. Поэтому их сила в "блокировке". Подробнее об этом в других статьях.
Окончание удара
Традиционный теннис подразумевает, что игрок заканчивает его/ее удар, проводя головку ракетки по направлению движения мяча. По моему мнению, это наиболее дурацкий совет для ударов на задней линии. Если взглянуть на профессионалов, то можно наблюдать, что удар почти всегда завершается, когда ракетка заворачивается вокруг плеча теннисиста. Полное окончание - это вторая составляющая, которая поможет игроку выполнить мощный, но при этом контролируемый удар на задней линии. Для одноручного бэкхенда существуют 2, достаточно различных, возможных завершения. При ударе одной рукой с верхним вращением, игрок должен пытаться закончить с головкой ракетки перед его/ее корпусом и над его/ее головой. При подрезке одной рукой теннисист должен стараться завершить удар с ракеткой, головка которой будет ниже, чем его/ее голова, но все же впереди корпуса.
При ударе с лета я бы придерживался удара без завершения. Да, именно так. Без завершения. Мой совет заключается в том, чтобы пытаться остановить движение ракетки вперед в момент контакта. Вы не сможете совсем прекратить его. Но все же этот способ поможет вам избежать "подкрутки" мяча.
Работа ног
Хорошая работа ног является неотъемлемой частью игры в теннис. Большинство игроков все еще думают о том, что движение к мячу может отвлечь их от наиболее важной задачи (смотреть на мяч). Упражнения для ног, которые улучшат выносливость и скорость - это основное для всех игроков. Тем не менее, только продвинутые теннисисты могут обдуманно работать над тем, как он/она двигается к мячу.
Мой совет игрокам заключается в том, чтобы не думать об их ногах. Вместо этого я бы хотел видеть теннисистов, которые подходят к мячу головой. Да - да, именно головой! Если вы действительно "подкрадываетесь" к каждому мячу, вы нацеленно фокусируетесь на пути подлета мяча к вам. Если вы просто пытаетесь двигаться к мячу как бы головой , (не беспокойтесь, вам не нужно будет пересекать путь движения мяча со своей головой), вы заметите, что движетесь очень быстро и правильно. Это простое упражнение окажет любому, даже самому некоординированному игроку, пользу и научит эффективно двигаться к мячу. В результате вам никогда не придется отводить ваше внимание на свои ноги, и вы будете автоматически фокусироваться на мяче. Это может показаться удивительным, но это движение "cue" эффективно как для ударов на задней линии, так и для ударов слета.
Опора
В течение многих лет теннисные тренеры заставляют своих подопечных держать свои ноги на земле, и "оставаться в низком положении на протяжении всего удара". Теория всегда была таковой, что нахождение "в воздухе" в момент контакта с мячом сопровождалось нестабильностью. Как результат, мяч может оказаться неконтролируемым. Когда я впервые услышал совет такого типа, на меня это не произвело никакого впечатления. Затем, я начал фотографировать профессионалов. Я заметил, что на большинстве моих снимков игрок полностью над поверхностью корта, когда мяч находится в контакте со струнами, особенно при ударе справа. Тогда я начал понимать, почему это обычное явление среди профессионалов. Поднимая свое тело над кортом в момент удара с верхним вращением, они могут добавить контролируемую силу.
Я допускаю, что одноручный бэкхенд-подрезка требует чтобы теннисист стоял ногами на корте, и лучше оставаться в низком положении на протяжении всего удара. Но это не справедливо для ударов слева с верхним вращением. Достаточно взглянуть на снимки Томаса Мустера, чтобы заметить, что он находится в воздухе почти при всех ударах слева с верхним вращением. В следующий раз, когда вы будете намереваться ударить по мячу, постарайтесь приподнять (но не подпрыгнуть) свое тело в момент контакта с мячом. Вскоре вы заметите, что делая так, вы можете ударять по мячу в более быстром темпе, но попадая в корт благодаря верхнему вращению. Это может потребовать некоторого времени, но через некоторое время вы сможете побеждать с оглушительным успехом, вращая мяч.
В добрый путь
В заключение, существует теннисный миф, который тоже следует развеять: "Есть только один верный способ произвести удар". Это, на мой взгляд, наиболее вредный миф в игре. Он подразумевает, что все игроки одинаковы, или же должны быть одинаковыми. У нас у всех разный рост, мы пользуемся разными хватками и двигаемся непохожими различными способами. Некоторые из нас любят играть на сетке. Другие же боятся этого. Некоторые из нас любят жесткие ракетки. Другим нравятся более мягкие ракетки. Как вывод, можно заявить, что каждый отдельный игрок уникален. Важным может быть замечание, что "совет" или указание хороши только тогда, когда они действенны для вас. Всегда хорошо пробовать какие-то новые вещи и испытывать новые теории. И в конечном итоге наиболее важным критерием оценки является результат. Мои теннисные указания хороши только лишь в том случае, если они действуют для вас! То же верно и для советов остальных.
Итак, в заключение статьи я бы попросил вас испробовать мои теории. Для меня и для многих других они доказали свою пользу и эффективность. Надеюсь, если вы примете некоторые из этих идей, вы вскоре станете в теннисе лучше всех!