J.Broudy,
(Tennis lesson library. www.tennisone.com)
Пер. с англ.:Ф.Кацман
Томск, СТЦ
Назовем центром тела область диафрагмы, разделяющей брюшную и грудную полости.
Основной тезис статьи - оставайтесь всегда привязанными к вашему центру.
Это поможет вам концентрироваться и играть наилучшим образом.
Традиционная школа удара всегда базировалась на принципах: "ракетка
назад - удар перед собой - сопровождение". Эти компоненты с акцентом на упорные
тренировки с выполнением бесконечного количества ударов составляют, говоря
математическим языком, принцип линейного подхода, который во многом гасит интерес
к занятиям теннисной техникой. Кроме того, он приводит к образованию менталитета
"атака-защита", который просматривается иногда и у профи.
Не все профи бьют с тем чувством гармонии, баланса и ритма, какими обладают
Агасси, Сампрас, Хингис.
Линейный подход к освоению техники находится в определенном
противоречии с грациозностью передвижений и исполнения ударов.
Кажется, что игроки такого типа почти всегда бьют по мячу вне
комфортной зоны удара.
Часто приходится слышать от тренера:
развернитесь, делайте ранний замах, зафиксируйте окончание удара.
Однако обратите внимание, как великие игроки очень гармонично и плавно
выполняют удары, находясь в красивом непрерывном ритмичном
движении.
Глядя на них, меньше всего думаешь о заученных механических движениях.
Кажется, что они всегда оказываются в нужном месте в нужное время.
Эти игроки как бы притягивают к себе мяч и затем выстреливают в любую точку корта,
куда пожелают. Они работают как автоматы, но очень грациозно.
Это - рыцари тенниса.
Что отличает рыцаря от посредственностей?
Большинство игроков и тренеров скажут по этому поводу: это талант от бога.
И в некотором смысле это так, как и то, что тяжелая работа и долгие часы тренировок формируют
хорошего игрока. Тем не менее, существует секрет успеха мастеров тенниса: это их связь
с центром, которая позволяет им играть уверенно и творчески.
Первое, что приходит в движение после удара сперника по мячу - это ваш центр.
Посмотрим, как центр Ш.Граф движется назад при замахе. Ее ноги затем
работают с учетом корректировки ориентации ее центра по отношению к мячу.
В момент подлета мяча создается впечатление ,что она притягивает мяч центром,
разворачиваясь к фону. Ее плечи, руки, головка ракетки последовательно
следуют за центром. Как только ракетка оказывается готова к выносу вперед,
она разворачивает живот к сетке в едином непрерывном движении.
Эти действия, если произвести их правильно, приводят к отличному хлыстовому удару,
высвобождая всю мощь ракетки.
Гармоничная теннисная геометрия связана и с ментальным (психологическим)
аспектом игры. Как сохранять внимание при большом числе помех?
Когда вы думаете о симметрии, у вас будет легче получаться нужное движение.
Как необходимо чувство симметрии у танцора, так оно необходимо и теннисисту.
Как только вы будете применять в технической работе нелинейный подход,
все будет в порядке.
Когда вы наблюдаете за великими игроками, обратите внимание на их бедра
и центр. Бедра, разворачиваются непосредственно перед ударом, и тело тянет
за собой бьющую руку, формируя хлыстовое движение.
Небольшой разворот точки центра обеспечивает большие возможности,
а тайминг разворота бедер обеспечивает четкий хлыст.
Обратите внимание, что все движения инициируются центром.
Каждый может улучшить игру, осуществляя связь с центром.