John Yandell,
(Tennis lesson library. www.tennisone.com)
Пер. с англ.: А. Пыжьянов
Томск, СТЦ
Среди анализа движений руки при выполнении различных ударов рекомендации по движению бьющей руки при подаче наиболее противоречивы, спорны, а зачастую и безграмотны.
При подаче положение бьющей руки постоянно меняется в течение всего приема, что значительно усложняет понимание биомеханических принципов этого удара. Вдобавок,
при подаче практически невозможно уследить за положениями ракетки при ее разгоне из-за высокой скорости головки ракетки в отличие от многих других ударов. Все это значительно усложняет анализ и выработку правильного движения.
Вероятно, наиболее часто мы слышим совет: " включайте работу запястья при контакте ракетки с мячом для увеличения мощности и вращения". Вы встречаетесь с этим советом очень часто, когда читаете теннисные журналы или в комментариях, когда смотрите теннисные матчи по телевизору.
В действительности, детальный скоростной видеоанализ подачи классных игроков, показывает, что запястье не играет никакой роли при выносе ракетки в мяч. Нет того самого рекомендуемого щелчка запястьем в момент контакта. Позвольте мне повторить это:запястье не играет значительной роли при выполнении подачи!
Если запястье и включается в работу, то существенно позже того, как мяч контактирует со струнной поверхностью ракетки, чаще всего уже на этапе сопровождающего движения ракетки вниз.
Поскольку движение подачи происходит слишком быстро для зрительной фиксации, мы обычно предполагаем, что запястье включается в момент контакта ракетки с мячом. Но видеоанализ этого не подтверждает. Если, подобно большинству из нас, вы будете истязать себя работой с запястьем, то ваша подача будет не самым лучшим вашим ударом. Во всяком случае, акцент на работе с запястьем будет уводить вас от формирования надежной, техничной подачи.
В завершение замаха головка ракетки ориентирована точно вниз, так что струнная поверхность перпендикулярна корту. Ребро ракетки падает вдоль спины с правой стороны. Обратите внимание на высокое положение локтя. Большинство эффективных замахов приводят к такому положению ракетки. Добейтесь именно такого положения руки с ракеткой, как об этом сказано и показано на рисунке.
Изучая видеозапись подачи высококлассных игроков, таких как Пит Сампрас, мы отслеживали путь ракетки в двух отдельных, связанных фазах движения от положения замаха до контакта головки ракетки с мячом. И никогда мы не наблюдали включения в удар запястья.
Вначале растягиваются трицепсы, которые инициируют распрямление руки в локте. Одновременно происходит поворот предплечья и ладони руки слева направо, принуждая ракетку двигаться вперед-вверх к мячу.
Лучший способ визуализировать комбинированное действие этих двух движений - отследить их, как бы привязав точку зрения к ладони бьющей руки.
Из положения замаха (когда головка ракетки смотрит строго вниз) вообразим ладонь как ударную поверхность ракетки. Чтобы сконтактировать с мячом ладонь должна двигаться вверх и вперед с распрямлением локтя, а также поворачиваться на 90 градусов слева направо (изнутри наружу). Такое двойное движение обеспечит правильный вынос плоскости ракетки на мяч. При использовании континентальной хватки такое движение естественным образом приведет ракетку под углом к мячу слева направо, автоматически обеспечивая вращение.
Двойное движение бьющей руки обеспечивает правильный вынос ракетки на мяч. В момент контакта ракетки с мячом рука полностью вытянута, локоть распрямлен. Предплечье и ладонь при этом поворачиваются слева направо от игрока на 90 градусов, обеспечивая правильное положение плоскости ракетки при контакте ее с мячом. И никакого щелчка запястьем. Запястье остается в одной плоскости с предплечьем.
Завершение движения подачи должно быть полным и расслабленным. Если движение выноса ракетки в мяч было правильным, то плоскость ракетки и ладонь будут продолжать поворачиваться слева направо после удара естественным образом, завершая свой путь в сторону от левой ноги. Это движение называется пронацией. Попытка форсировать это естественное движение сопровождения ни к чему хорошему не приведет, наоборот, может повлечь за собой скованность движения и даже травму.
Плавное, расслабленное окончание удара является следствием естественного разгона ракетки для мощного удара. Сопровождение происходит естественно после ударного движения. Головка ракетки продолжает движение в направлении удара и затем поперек тела, ладонь при этом обращена в конце сопровождения к левой ноге.
Как естественная последовательность движений запястье может действительно включаться где-то в середине сопровождения, но как следствие, а не как причина хорошего движения руки. И это, в общем, не вредно.
Последнее ,что надо обсудить, - форма замаха.
Наблюдая за профессионалами, вы видите большое разнообразие форм замаха. Тем не менее, при всех различиях, у них есть общее - они приводят ракетку в положение, которое мы обсуждали (рис.1).
Некоторые игроки (Сампрас, например) держат локоть при замахе согнутым. Другие (Макинрой, Филипоуссис) распрямляют руку в локте в начале движения замаха, это им дает ощущение более циклического, ритмичного движения. В итоге они все равно сгибают локоть, приводя ракетку в положение "ручкой вверх".
Пронаблюдайте путь бьющей руки, как она описывает петлю замаха, приводящую к "падению" головки ракетки за спину ручкой вверх, как происходит двойное движение выноса ракетки на мяч с формированием правильной плоскости контакта (предплечье распрямляется вверх от локтя и ладонь разворачивается слева направо), окончание удара расслабленное, полное, рука с ракеткой заканчивает движение поперек тела, проводка естественна.
Совершенствовать движение бьющей руки при подаче лучше всего используя визуальный метод тренировки.
Используйте свое воображение, прочувствуйте все элементы этого движения с закрытыми глазами. Откройте глаза и имитируйте движение подачи. Постепенно это движение будет становиться для вас естественным.