В своей статье "Вам хотелось бы, чтобы ваш ребенок играл в теннис..."
я обращал внимание на публикацию журнала "Теннис+", в которой
говорится, что теннис является хорошим индикатором благополучия
развития страны в аспекте внутренней свободы ее граждан.
Эта мысль в значительной степени работает и при оценке соревновательного
поведения юных теннисистов.
Действительно, мой 10-летний опыт работы с детьми и их родителями
позволяет сделать подобные выводы применительно к психологии детского
тенниса: успехи юного теннисиста на площадке, во всяком случае в возрасте
до 12-13 лет, во многом определяются степенью внутренней свободы ребенка.
Известно, что в нашей стране с этим дело обстояло недостаточно благополучно.
Интересным наблюденим со мной как-то поделилась известный детский тренер
Татьяна Головко: "... когда я наблюдаю и сравниваю игру наших и "их" спортсменов,
то в голову приходит мысль о том, что наши спортсмены, в отличие от "ихних"
не играют в теннис, а борются, как мы в стране Советов привыкли, к примеру,
бороться за урожай, а не просто собирать его ".
Или вот, пожалуйста, цитата: "...надо научиться проигрывать. У нас же
как было: этому нельзя проигрывать, тому нельзя. А я как приехал в Испанию, целый год проигрывал всем
подряд, абсолютно всем. Чтобы преодолеть страх надо напроигрываться, чтобы понять,
что ничего страшного в этом нет...". Это из декабрьского интервью Марата Сафина
журналу "Спорт".
Давайте задумаемся, в каких психологических условиях порой живет ваш ребенок.
Посмотрите, сколько он всем "должен": в школе должны быть отличные или хорошие
оценки и примерное поведение, а то..., дома он тоже многое "должен", в спортивной
школе, опять "должен"! Да еще если попадется тренер,
который через 2-3 месяца долбежки у стенки и "на корзине", как только ученик
научился 3-4 раза перебивать через сетку, - в бой! Выигрывай! При этом:
смотри на мяч, сгибай ноги, не опаздывай с замахом и т.п., причем все это
одновременно. Я частенько наблюдал такие тренерские комментарии причем на протяжении одного матча:
ученик бьет - выигрывает, - молодец, бьет - проигрывает, - балбес, качает - выигрывает, - молодец,
качает - проигрывает - трус, и т.д.
А потом родителям: ваше мол чадо к теннису неспособно.
Можно было бы рассказывать о многих, к сожалению, типичных ситуациях
непрофессионального тренерского воспитания, когда в присутствии родителя,
а часто и при его непосредственном участии происходит "формирование"
несчастного теннисиста, неспособного в соревновательных условиях показать
и десятой доли того, что он в спокойных, свободных условиях мог бы
сделать на корте.
Так вот основная мысль: если вашему ребенку, казалось бы лишенному
крупных физических недостатков, не удается достичь успехов на
теннисных соревнованиях, то может быть все дело в том самом внутреннем
напряжении, которым его "наградили" любящие, заботливые родители, и постоянно
общающиеся с ним "педагоги"?
А ведь через накопление ошибочных воспитательных приемов и происходит утрата
внутренней свободы и появление устойчивого страха.