Спорт сравним с пирамидой. В основании ее массовость, на вершине - мастерство. Теннисная пирамида, возведенная в советский период, сегодня переходит на новый виток развития. Изменились многие, прежде всего экономические, устои. Изменился и сам теннис. Возникают новые формы подготовки игроков (например, академии), все громче звучат слова о создании в России клубной системы. Но нам еще далеко до Америки, где турниры АТР или WTA проводятся почти в каждом штате. Увидеть современную игру в Сибири или на Дальнем Востоке можно только по телевизору. Тем не менее, "олимпийские надежды" рождаются в таких регионах, о которых раньше и не слышали. Что самое удивительное, теннисисты тренируются на профессиональном уровне даже там, где для этого, казалось бы, нет никаких условий.
Изменился и тренер. Сегодня он – не винтик в структуре ДЮСШ, а человек, вынужденный самостоятельно ориентироваться в новых экономических условиях, изобретать иные подходы к тренировкам, по новому выстраивать отношения с родителями ученика. Ясно, что работа тренера в регионе существенно отличается от работы его коллеги в Москве. Прежде всего, региональному тренеру приходится сталкиваться с несвойственными центру проблемами. Что это за проблемы? Как он их решает? Каждый клуб имеет свои ответы на эти вопросы. Мне же позвольте в качестве положительного примера приводить опыт томского тренера Александра Пыжьянова, организатора и директора Сибирской теннисной академии.
Сибирская теннисная академия (Томск) создана в 1997 году для эффективной подготовки теннисистов, способных показывать высокие спортивные результаты, укрепляя престиж сибирского тенниса. Принципы организации обучения: контрактная система родитель – тренер, индивидуальный подход. Программа обучения включает: занятия теннисом круглогодично с необходимым объемом нагрузки; участие в академических сессиях лагеря, мероприятиях Академии, турнирах РТТ,( ETA,ITF); теоретические курсы по основам физкультуры и спорта, компьютерной грамотности. Академия состоит в договорных отношениях с учебными заведениями, чтобы ребенок мог восполнить пропущенный из-за участия в турнирах материал школьной программы. Сегодня Сибирская теннисная академия, благодаря успешным выступлениям учеников и хорошему тренерскому составу прочно закрепилась в российском теннисе. Команда Академии редко возвращается с турниров РТТ без призовых мест. Можно смело говорить о тренерском почерке Академии: молодые тренеры А.Баранов, С.Буркина ,Ф.Кацман - активные участники и распространители учебно-методических идей и тренерских “находок”.
Уверен, самая большая проблема регионального тенниса – дефицит квалифицированных педагогов. Теннисный бум привел к тому, что настоящий тренер сегодня тонет в массе "горе-специалистов", которые создают серьезные проблемы для начинающих спортсменов и их родителей. Некоторые из таких “тренеров” пришли в теннис только ради денег, но гораздо опаснее другие – уверенные в своей непогрешимости дилетанты, которые и не догадываются о том, что непрофессиональными тренировками полностью закрывают детям дорогу к вершине пирамиды. Неправильный навык исправить крайне сложно - это вам скажет любой профессионал. Те времена, когда деятельность таких "тренеров" способствовала развитию массовости, уже прошли.
А между тем, судить об уровне тренера можно по результатам его учеников. Например, Александра Пыжьянова сегодня мало кто решится обвинить в непрофессионализме: один из его воспитанников – серебряный медалист первенства России среди юношей Алексей Болдырев – играл за молодежную сборную России и был призером командного чемпионата Европы. Сколько еще сибиряков бывало в сборных России? Кроме Болдырева и Павла Иванова из Новосибирска мне никто не известен.
Тренеру в регионе приходится решать задачи не развития, а выживания, ведь его работе мешает масса проблем, обусловленных региональной спецификой. Например, отдаленность от центра приводит к недостатку в информации, упрекам в провинциальности, что не способствует особым успехам. Поездки на соревнования, большинство из которых проводится в европейской части, отнимают много времени и средств. А кто сегодня спонсирует ребенка? Чаще всего – родители, на плечи которых и ложится этот тяжелый груз. И для тренера беда – пропадает арендованное время, а с ним и деньги. Такому наставнику невыгодно работать на будущее: хлеб надо добывать. Возникает ситуация, когда качество тренировок отходит на второй план, уступая место количеству. Все это приводит к тому, что даже хороший тренер со временем перестает ориентироваться в современном теннисе просто потому, что он его не видит. Собственного опыта игрока оказывается недостаточно, ведь спорт не стоит на месте.
Вторая проблема, еще острее ощущаемая на периферии – материальная база. Чтобы тренер занимался только своими прямыми обязанностями, ему нужен собственный корт. Свой зал или площадка – крайне важное обстоятельство для успешной подготовки спортсменов. К сожалению, такие условия созданы не везде. И не всегда корты оказываются в руках людей, думающих о развитии детского тенниса.
В Сибирской теннисной академии эти проблемы решены по-своему. Во-первых, тренеры получают устойчивую зарплату, поэтому поездки учеников никак не влияют на их финансовое положение. Во-вторых, поездки оплачивает сама академия, что оговаривается в контракте между ней и родителями (или спонсором) теннисиста. В-третьих, и зимний зал, и летние корты принадлежат клубу, в рамках которого и создана академия.
Но как тренеру в регионе не остановиться в росте? Прежде всего, он должен видеть изменения в современной игре. Кроме того, хороший тренер не может жить с уверенностью, что ему все известно; ему необходимо использовать опыт своих коллег. Незаменимым помощником для Александра Пыжьянова стал интернет. Статьи зарубежных специалистов, переработанные с учетом местных возможностей, помогают ему совершенствовать тренировочный процесс в Академии. Может, его научное прошлое не дает ему сидеть на месте, а заставляет постоянно искать, пробовать, ошибаться. А значит – учиться.
Ноу-хау Пыжьянова - теннисные лагеря, набирающие все большую популярность в сибирском регионе. За знакомой формой скрывается оригинальное содержание. Сезон лагерей состоит из сессий, каждая из которых проводится по определенной программе, причем для теннисистов всех уровней. Сессия длится неделю, за это время ребенок 40 часов тренируется на корте и 20 часов занимается физподготовкой по специальной методике. Кроме того, тренировочный режим включает в себя реабилитационные процедуры (под строгим медицинским контролем), теоретический курс по основам современной игры и т.д. Турнирным игрокам предоставляется возможность играть друг с другом, что не всегда удается на официальных соревнованиях. С 1997 года, когда прошел первый лагерь, его посетили ребята из Читы, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Кызыла, Стрежевого, Саяногорска, Уфы, Салавата и даже Москвы. Ежегодно проходят выездные сессии. Характерная черта академии Пыжьянова – стремление к региональной интеграции, открытость для обмена опытом с российскими коллегами.
Отрадно, что в российской глубинке, а не только в Москве, есть тренеры, которые понимают, что нужно для развития российского тенниса. Отрадно и то, что со стороны ВТА чувствуется интерес к таким регионам. К сожалению, внимание центра пока распространяется только на те места, где созданы хорошие теннисные базы (Самара, Сургут, Тольятти). А к регионам, где в тесных залах воспитываются члены сборных, мастера спорта интерес ниже. Но забывать о людях, работающих в таких условиях, не нужно. Их опыт тем и ценен, что он уникален.
Когда-то академик М.А. Лаврентьев уехал в Сибирь, чтобы найти новые силы для науки. Не знаю, лежат ли новые силы российского тенниса в Сибири, но уверен, что ВТА стоит воспользоваться опытом основателя Новосибирского научного центра.