Web-design
Ксения Мужецкая









Системные принципы и особенности подготовки теннисистов в регионах (на примере Сибирского теннисного центра)
А.В.Пыжьянов
Томск,СТЦ
(Доклад на Всероссийском семинаре тренеров. Москва. Кубок Кремля, октябрь 2004)

Сибирский теннисный центр (СТЦ) – региональная общественная организация, базирующаяся в Томске - функционирует 11 лет. Имеет в своем составе теннисный клуб «Энергия», учреждение «Детский спортивно-оздоровительный клуб», теннисную школу и академические группы спортивного направления, региональный теннисный лагерь.
База – 4-х кортовый летний теннисный стадион и зимний теннисный зал с покрытием «хард» (в собственности), а также универсальный спортивный зал с 2-мя кортами с рулонным спортивным покрытием (областной департамент по спорту). В 2003 году создана ФТ Сибирского федерального округа (7 субъектов РФ), в которой СТЦ несет функции научно-учебного методического центра и управления сборными командами СФО.
Главная целевая задача СТЦ – построение и реализация действующей, научно обоснованной региональной системы подготовки теннисистов.

Принципы отбора (А.А.Козенко, Киев)

Теннисные задатки

При всем многообразии подхода к природным задаткам к настоящему моменту среди теннисных специалистов оформились более или менее схожие взгляды на главные качества, которыми должен обладать будущий теннисист. Это: - чувство мяча, координационные способности и ловкость, быстрота и реакция на движущийся объект, физические кондиции, психическая устойчивость.

Чувство мяча (ракетки)
Каждый тренер имеет свой подход к определению чувства мяча у начинающего теннисиста: кто с помощью тестов, кто по скорости освоения игровых приемов. Тестовые способы определения чувства мяча требуют определенного уровня физического развития ребенка, поэтому их можно применять с приемлемой надежностью только лет с 7, в крайнем случае, с 6. Чувство мяча – один из наиболее трудно тестируемых параметров, максимально достигнутая на практике надежность результатов тестирования – 0.6-0.7 (А.А.Козенко). Более надежную оценку можно получить из анализа игры тестируемого, то есть, поработав с ребенком не один год.

Координация и ловкость
Координационные способности человека (его ловкость), определяются как способность успешно осуществлять сложные двигательные действия в быстро и неожиданно изменяющейся обстановке. Под этим простым определением кроется очень сложное поведение биомеханического аппарата человека. У специалистов нет еще единого взгляда на сущность этого явления. Так, Ф.Агашин вводит понятие оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата спортсмена во время выполнения ударных движений. Иногда это называют двигательным интеллектом, который позволяет нам обращаться с предметами и управлять движениями своего тела. Исследователи и практики согласны в том, что ловкость обеспечивает возможность расширения вариативности движений, позволяет делать их наиболее эффективными.
Можно ли развить координационные способности, т.е. тренируема ли ловкость? Думаю, не более чем быстрота. Причем здесь существует т.н. эффект пружины. Как только сделал небольшой перерыв в ежедневном выполнении специальных упражнений, так все тут же возвращается практически на прежний уровень.
Как и в случае с чувством мяча, координационные способности трудно тестируются, надежность тестирования, как правило, невысока. Потребуется уточнение в процессе игровой практики теннисиста.

Реакция на движущийся объект.
Этот показатель легко тестируется. Существует масса тестов для определения РДО, например, "вратарь", "останови стрелку на заданном положении" и т.п. Специалисту не составит труда дать оценку этого показателя у ребенка.


Физические кондиции спортсмена.
К ним относятся, прежде всего, быстрота, сила и выносливость. Как же определяют специалисты резвость теннисиста, скорость сокращения его мышц? Наиболее популярным тестом является измерение времени пробегания нескольких коротких отрезков дистанции с резким изменением направления бега ("челночный бег"). Этот тест хорошо "работает" практически для любого возраста испытуемых, и поэтому тренеру не составляет труда оценить этот параметр своего подопечного тестовым методом. Имеются также и специальные тесты для определения резвости спортсмена.
Другие физические данные спортсменов (выносливость, сила) также легко тестируются, поэтому опытному тренеру оценить эти параметры своего ученика не представляет труда.

Психофизические характеристики.
Психика конкретного человека - это очень сложная сфера его поведения, еще недостаточно изученная и постоянно ставящая перед исследователями и практиками все новые и новые загадки. И все же жизнь заставляет каким-то образом прогнозировать психическое поведение будущего спортсмена, корректировать его, как принято говорить в обиходе - "закалять психику". Многие спортсмены отмечали изменения своей психики под воздействием тренировок, целенаправленной работы тренера.

Но есть одна деталь: Тестирование тестированием, но здесь следует задуматься больше не о том, как найти ребенка с дубовой непрошибаемой психикой, а, пожалуй, о том, как бы снизить все ненужные факторы непедагогического воздействия на психику. Теннис ведь сложный для психики спорт и чисто спортивных психических нагрузок вполне хватает ребенку и он, в большинстве случаев, не нуждается в дополнительном «закаливании» психики.
Очень часто в психологической подготовке нуждается не столько ученик, сколько тренер. Мы провели небольшой опрос среди спортсменов участников регионального теннисного лагеря СТЦ на предмет того, что является наиболее сбивающими факторами в их выступлениях на соревнованиях. В опросе принимали участие дети 12-14 лет. Были выявлены следующие факторы: дискомфорт перед соперником, перед тренером, перед зрителями, перед родителями на корте и дома, членами команды, перед незнакомой площадкой. Дети расставили очки каждому фактору отдельно с таким условием, чтобы сумма всех очков составила 10.
Более половины опрошенных отметили, что главный страх перед выходом на матч – дискомфорт перед тренером. No comments.
Что касается дискомфорта перед зрителями и перед соперником, влияние этих факторов можно ограничить занятиями психотренингом. Можно научиться, выходя на корт, не обращать никакого внимания на окружающих и сосредоточиваться только на самой игре.

Обратимся, далее, к еще одному, очень важному фактору из разряда психофизических качеств, которые чрезвычайно консервативны и мало поддаются целенаправленному воздействию. К таким качествам относится трудолюбие.
Опытные тренеры определяют наличие трудолюбия у ребенка очень быстро. Достаточно заставить его поработать у теннисной стенки. Тут можно заметить, что один ребенок сразу после 2х-3х ударов начинает оглядываться по сторонам и отлынивать от работы, а другой будет "долбить" стенку пока тренер не скажет "хватит".
Талант трудолюбия - а это именно талант - проявляется с детства. Одаренные трудолюбием дети встречаются редко. Гораздо чаще присутствует разболтанность, лень, нежелание преодолевать трудности. Все мы знаем, что настоящее время этим характерно.
Говоря об одаренных теннисных детях, но при этом ленивых, уместно процитировать Г. Вишневскую: «Талант без работы – до первого сбоя». Я думаю, что и в теннисе примеров работы тезиса Вишневской предостаточно.
Можно задаться вопросом: а можно ли привить трудолюбие юному теннисисту? По моему мнению, работать спортсмена можно заставить или заинтересовать, но если в этом нет божьей искры - это ненадолго.
Оценить параметр трудолюбия должны совместно тренер и родители по результатам наблюдений за старанием ребенка, проявляемым не только на тренировках.
Кроме трудолюбия теннисист должен обладать эмоциональной устойчивостью, хорошей концентрацией внимания, самоконтролем. Эти качества, в отличие от физических, трудно тестируются и, в основном, определяются только с началом соревновательной деятельности спортсмена.
Психические качества человека более консервативны, нежели физические, поэтому, даже достигнув определенных успехов в техническом совершенстве, спортсмены с неудовлетворительными психическими кондициями никогда не становятся чемпионами.
Немаловажное значение имеет то, чтобы теннисист был в душе игроком.

Селекция перспективных спортсменов и технология отбора.

Технологии отбора, которая позволяла бы сразу и с достаточной надежностью (хотя бы процентов 70) выявлять потенциальных теннисных профессионалов, пока нет. Вся система юношеских соревнований, ранжирования теннисистов, концентрации их в различные сборные по сути дела и является системой отбора талантов. Но ведь это длительный процесс и не такой уж безболезненный. Сколько не оправдавших возлагавшихся на них надежд спортсменов вынуждены после длительных и упорных тренировок покинуть большой спорт! Это дало повод И.Акимову и В.Клименко назвать процесс создания спортсмена "тренерско-педагогической мясорубкой", через которую "пропускают тысячи детей". "Каково будет им жить дальше, с душой, заклейменной печатью второсортности?..- спрашивают авторы. - Впредь свое счастье они будут собирать по пятачку, и даже если соберут большую кучу - это будет всего лишь куча меди. Дверь, за которой возможна свобода, они будут деликатно обходить, чтобы не оказаться в ситуации, когда нужно самостоятельно, смело, неординарно действовать".
Именно поэтому, чтобы не проходить "тренерскую мясорубку", не быть "заклейменным печатью второсортности", и надо начинать определение способных как можно раньше. Следовательно, и роль детского тренера-селекционера огромна. Именно он должен отобрать годных для спортивной деятельности детей.
Первичный отбор нужно довести до 5%, чтобы только один из двадцати пришедших заниматься теннисом в 7-8 лет попадал в спортивно ориентированную группу (группу перспективных). Конечно же, надежно такой отбор может делать только опытный детский тренер, обладающий навыками тестирования новичков, имеющий специальные приспособления (пусть даже простейшие) для проведения тестов. Если это будет проводить дилетант или недостаточно опытный специалист, то отбор может превратиться в "наказание невиновных и награждение непричастных".
Далее, до 12-13 лет идет естественный отсев (это приблизительно 50%). Естественный отсев присутствует всегда и за 7-8 лет 50% - это вполне нормально. К 13-14 годам должен происходить вторичный отбор, который должен составлять примерно 10%. Именно в этом возрасте можно с достаточной надежностью предсказать непопадание игрока в профессионалы.
Выбыв из тенниса в 13-14 лет, спортсмен еще не потерян для других видов спорта. Он хорошо физически развит, тренирован, координирован, имеет психологическую подготовку и вполне может добиться успеха в таких видах спорта как футбол, волейбол, гандбол, баскетбол, …(всех и не перечесть). А самое главное, его не успеют еще пропустить через "тренерскую мясорубку", то есть перегрузить (или травмировать) организм человека непомерно напряженными тренировками, пытаясь выдавить из него то, что в нем не заложено.

Принципы обеспечения УТП и спортивного продвижения теннисиста в СТЦ

Теннисная школа и академические группы


В организованной и устойчивой негосударственной структуре СТЦ в группах начальной подготовки в течение 2-3 лет выявляются способные дети (обычно 1-2 чел. на определенной возрастной группе), которые к 11-13 годам зачисляются в академическую группу на основании удовлетворения основным критериям: желания и способностей ученика, заинтересованности и определенных материальных возможностей родителей, согласования с влияющей на режим спортивной подготовки средой (образовательная школа и т.д.).
Подготовка таких спортсменов ведется по индивидуальным планам на условиях ежегодно лонгируемых контрактов, заключаемых между администрацией СТЦ и родителями с двусторонними обязательствами.
Обычно большинство детей академических групп СТЦ наигрывают рейтинг, обеспечивающий им стабильное место в сотне лучших спортсменов РФ. Как правило, в группах имеются лидеры, претендующие на места в десятке спортсменов России, которые и определяют «планку» для остальных спортсменов. Выраженным методическим моментом спортивной подготовки просматривается последовательное прохождение ступенек турнирного календаря – от лидера в клубе до лидера в Сибири, Зоне и, возможно, в России.
В 14-16 лет происходит коррекция принципов профессиональной спортивной ориентации, которую можно рассматривать как следующий этап системы отбора.
Борьбу за рейтинговые очки РТТ, ТЕ и ИТФ способны выдерживать только малая часть спортсменов академических групп и отсев здесь неизбежен.
Как показывает наш, уже статистически достаточный для анализа, опыт, дальнейший спортивный рост теннисистов, не оставивших надежд на спортивную профессию, значительно тормозится к 16-17 годам.
И главными причинами здесь становятся:
- практически полное отсутствие реальной связи с тренерским советом ФТР, которая должна была бы способствовать нарастающим трудностям «продвижения» регионального талантливого спортсмена,
- недостаточный турнирный опыт игрока вследствие удаленности школы от ведущих европейских центров (для региональных спортсменов характерна «турнирная пробуксовка» в системе местных региональных турниров и выраженное, в сравнении со столичными спортсменами, ощущение недостатка т.н. «теннисной среды» в клубе, городе, регионе).

Все это должно быть помножено на явно недостаточную (в массовом смысле) квалификацию региональных тренеров (посчитайте, сколько их в регионах – тренеров, имеющих представление о том, как подготовить достойного профессионала?). Региональным тренерам просто невозможно самостоятельно справиться с непосильной для них задачей «продвижения» спортсмена в Большой теннис.
А настоящей систематической работы с регионами, смею заметить, в планах ФТР пока не наблюдается, если не обращать внимания на декларативные намерения.
В этом контексте трудно оспаривать стратегические инициативы Ш.А.Тарпищева на предмет создания по России нескольких Центров, академий с развитой материальной базой, это, конечно, правильно, логично. Но Россия велика, и существует целая армия замечательных спортсменов, воспитывающихся в школах, клубах, не имеющих идеальных условий по материальной базе, но не попадающихся на глаза специалистов ФТР. Мне представляется, что на это не следовало бы закрывать глаза. Во всяком случае, ввести в тренерский совет ФТР знающих ситуацию в регионах экспертов, на мой взгляд, не требует больших затрат.
А между тем, названные проблемы приводят к уже статистически выраженному результату – масса реально талантливых спортсменов к 18 годам остаются не у дел. У организаторов тенниса возникает морально-этическая тема: «мы в ответе за тех, кого приручили». Можно согласиться, что эта проблема характерна в целом для всего детско-юношеского российского тенниса, но смею утверждать, что «качественные потери» в регионах существенно выше, нежели в Центре.

Хочу привести наглядный пример влияния контактов СТЦ с отделом юношеских сборных ФТР на наше развитие.
В 2001 году, по нашей инициативе произошла выездная встреча в Новосибирске замечательной команды из Москвы: А.П.Скородумова, Е.А.Манюкова, В.А.Горелов со спортсменами СФО 12-14 летнего возраста и представителями теннисной общественности.
В марте 2002 года состоялся ответный визит сборной СФО в «Олимпийскую деревню».
Последствия этих контактов:
- три турнира ТЕ в Сибири за три года,
- повышение категорий сибирских турниров РТТ,
- командирование сборной на командный турнир в Англию (Ю12 лет),
- победа сборной СФО в Командном Первенстве России 2002 года (12 лет),
- организация УНМЦ в СТЦ, аспирантура тренера СТЦ С.Малаховой,
- подготовка МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕДАЦИЙ по разработке индивидуальных планов
для спортсменов СТЦ,
- организация отдела сборных команд СФО при ФТ СФО,
- наконец, мое присутствие здесь я склонен отнести к этим «последствиям».

Мы заинтересованы в продолжении подобного рода взаимодействий. Необходимо лишь легализовать на уровне ФТР такие взаимодействия.

Методическое обеспечениев академических групп.

Для решения основных задач спортивной подготовки весь процесс предусматривает:
- работу в группе составом не более 4 человек (адаптация и самоопределение себя в коллективе, развитие психологии победителя, возможность постоянного сравнения основных развиваемых качеств с достижениями партнеров по группе, постоянная возможность соревновательных действий на любых этапах тренировочного процесса),
- индивидуальную работу с тренером (в целях интенсификации решения технических и тактических задач, индивидуального подхода к коррекции и наработке новых технических и тактических приемов),
- спарринг (для решения задач моделирования игровых и тренировочных ситуаций, в частности, развития стабильности и точности на различных темпах выполнения приемов),
- спланированную соревновательную деятельность, включая спортивные сборы.
Общая тренировочная нагрузка должна быть для 12 летнего возраста не менее 16 часов в неделю, и для 14 летнего возраста – не менее 18 часов в неделю.
Учебно-тренировочный процесс подготовки теннисиста включает в себя технико-тактическую, физическую, психологическую подготовку. Соотношение часов, выделяемых на эти виды подготовки, зависит от конкретных целевых установок в каждый период подготовки, однако не должно быть явных предпочтений, например, технико-тактической работе в ущерб работе по развитию физических качеств.
В основе методики технико-тактической подготовки - комплексный подход к развитию технико-тактических приемов (принцип параллельности освоения приемов при последовательном повышении их координационной сложности, принцип специализированности упражнений – максимальной сходности со спортивным действием).
В основе методики физподготовки – избирательная направленность развития физических качеств и управление величиной нагрузок с использованием средств контроля за состоянием спортсмена. Общая физподготовка осуществляется за пределами корта в специально выделенное время, специальная физподготовка осуществляется средствами тенниса непосредственно на корте, моделируя все основные двигательные действия (перемещения).
Не останавливаясь на известных общих вопросах физподготовки, позволю себе рассказать о нашем оригинальном опыте физтренинга.
Под физтренингом здесь понимается программа комплекса физических упражнений, направленных на достижение конкретных показателей спортивной формы (физических качеств) спортсмена. Следует различать по терминологи физтренинг, ОРУ, ОФП, разминочный комплекс, стретчинг и т.п.
Например, в понятие физтренинга входит комплекс средств специальной физподготовки, направленный на улучшение конкретных физических характеристик спортсмена: выносливость, координация, скоростно-силовые показатели и т.д.
Разумеется, при разработке соответствующих программ должны быть приняты во внимание возраст, тренированность и др. показатели спортсменов.
Говоря о физподготовке спортсменов достаточно высокого уровня, большое внимание мы уделяем двум видам выносливости: силовой и специальной (скоростно-силовой). Остальные элементы физтренинга мы относим в ОФП или ОРУ. В возрастном аспекте это 14 лет, 16 лет, 18 лет и старше.
Для начинающих юных спортсменов (до 10 лет) о физтренинге вообще говорить не приходится, его заменяет обычная ОФП с ОРУ. Правда и здесь должен быть внимательным подход. В частности, для детей дошкольного и младшего школьного возраста предпочтительны нагрузки с аэробной направленностью. Кроме того, поскольку теннис в значительной степени дает ассимметричные нагрузки на плечевой пояс и позвоночник, а также сильную специфическую нагрузку на голеностоп, то в физподготовку малышей совершенно необходимо включать различные компенсаторные нагрузки, корректирующие указанную специфику. (В этом плане у нас выработано категоричное мнение на прием в школу детей 4-5 летнего возраста. Во всяком случае, занятия собственно теннисом мы начинаем не ранее, как с 6 лет. У нас принято, кроме предоставления обычной медицинской справки, проходить еще медконтроль по позвоночнику и голеностопу у врача-специалиста СТЦ. (Кстати говоря, мы имеем удручающие результаты: отклонения от нормы по этим показателям имеются у 67% поступающих в школу детей (выборка из 100 человек) и поэтому, сами понимаете, задачи физподготовки должны быть совсем другие, отнюдь не спортивные).
Возраст 10 –13 лет это время для физтренинга с ориентацией на работу ног (с обязательным совершенствованием техники передвижений по корту). Здесь крайне важно, при удовлетворительной технике передвижений, приступать к специальным упражнениям на развитие скоростно-силовых качеств с учетом специфики теннисных передвижений. Тем более, что дети этого возраста хорошо восприимчивы к кратковременным скоростно-силовым нагрузкам. В 11-13 лет наблюдается и интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, особенно хороши упражнения взрывного характера. Ближе к 14 годам растет собственно скорость передвижения. Улучшается также восприимчивость к тренировке специальной выносливости.
Таким образом, выстраивается следующая схема физической подготовки:
- Лечебно-профилактическая гимнастика и ОРУ, 4-6 лет,
ОФП (с ОРУ), 7-10 лет,
ОФП + физтренинг скоростно-силовых возможностей, 11-13лет,
ОФП + физтренинг скоростно-силовых возможностей + физтренинг силовой и специальной выносливости, 14 лет и старше.

В основе методики психологической подготовки – поэтапное развитие и совершенствование систем, регулирующих психические функции организма и поведение спортсмена.
В разработке методического обеспечения академических групп СТЦ используются разработанные научно-методической группой СТЦ совместно со специалистами отдела юношеских сборных ФТР МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке планов индивидуальной подготовки спортсменов СТЦ, а также широко используются материалы методического характера зарубежных теннисных сайтов Интернет.
Уже более 5 лет функционирует сайт СТЦ stennis.narod.ru. На этом сайте ведется постоянно пополняемая рубрика с переводами методических статей по всем разделам подготовки теннисистов известных зарубежных специалистов.

Календарное планирование соревновательной деятельности.

Планирование соревновательной деятельности спортсмена – исключительно важный элемент его систематической подготовки.
Составление календаря соревнований опирается на известные принципы циклического характера подготовки с выделением 3-4 главных турниров в макроцикле.
В основу стратегии составления календаря соревнований спортсменов академических групп 12-14 лет положен принцип:
Первостепенными соревнованиями сезона являются турниры Кубка РТТ. Кубковые турниры начинаются в ноябре и заканчиваются в ноябре следующего года розыгрышем финала среди 16 спортсменов, набравших максимальное количество очков в кубковых матчах. Наряду с кубковыми соревнованиями в календарь включаются по усмотрению личных тренеров другие соревнования Российского теннисного тура более низкой категории. Для лучших спортсменов академических групп предусматривается планирование их участия в международных турнирах ТЕ.
Индивидуальный календарь спортсменов старших возрастных групп (16,18 лет) составляется от Календаря турниров ИТФ с добавлением турниров Кубка РТТ.

Кроме системы соревнований, предусматривается система академических сборов, целями которых являются:
- улучшение качества подготовки спортсменов к конкретным важным соревнованиям,
- этапный и текущий контроль физического состояния спортсменов и выявление кандидатов (и их адаптация) в сборные команды Сибирского теннисного центра, а также в Сборную команду России,
- конкретная консультативная помощь в организационных вопросах планирования спортивной подготовки.

Региональный лагерь СТЦ и командные сборы.

В советском спорте существовала хорошо отлаженная система соревнований внутри многочисленных ДСО, ЦС и т.д., и, соответственно, сборов. Важность такой системы трудно переоценить.
В СТЦ вот уже 7 лет действует система региональных летних теннисных лагерей, для поддержания которой создана соответствующая инфраструктура, предполагающая обеспечение необходимых режимов для выполнения учебно-методических программ, обеспечения проживания, питания, медицинского контроля спортсменов.
Обеспечивается, главным образом, 2 режима сессий лагерей: режим учебно-методической помощи участникам и режим сборов ведущих спортсменов. Каждый режим имеет свои программы недельных учебно-тренировочных циклов.
В учебном режиме сессии, на которые приезжают, в первую очередь, спортсмены и тренеры недавно открывшихся клубов и секций, посвящаются базовым техническим приемам игры. В основном, приходится основную часть сессии посвящать таким базовым элементам, как работа ног при подготовке к ударам и при их выполнении.
В режиме сборов моделируются различные схемы предсоревновательного периода подготовки, в который входят выполнение и разбор технико-тактических действий в различных игровых ситуациях, общефизическая и специальная физическая подготовка с акцентом на различные виды выносливости, а также психологическое тестирование и психотренинг.
Так, например, подготовка сборной команды СФО 12-летнего возраста (которой удалось выиграть Первенство России в 2002 году) выглядела следующим образом:
- выполнение недельного цикла тренировочных занятий с моделированием игровых ситуаций, наработкой комбинаций при взаимодействии партнеров в парной игре, формированием оптимальных пар с тестированием пар и команды в целом, расстановка спортсменов по номерам в команде. Особенная роль отводилась формированию психологического климата в команде, обеспечению высокого спортивного духа, настрою команды на победу, что в дальнейшем заметно отличало эту команду на соревнованиях в трудных игровых ситуациях;
- участие спортсменов команды в турнире РТТ 2 категории в течение последующей недели с дальнейшей подработкой состава пар;
- участие команды в целом в последующую неделю в командном первенстве Сибирского федерального округа (команда заняла на турнире 1 место).
Таким образом, подготовка команды к соревнованиям заняла в общей сложности 23 календарных дня, и у капитана и остального тренерского состава было достаточно информации для выбора различных вариантов определения игрового состава на разные матчи.
Приведу некоторые практические примеры исследований, выполненных в рамках программ региональных теннисных лагерей СТЦ.

Моделирование целевой соревновательной деятельности теннисисток 11-12 лет
Одним из направлений решения проблемы оптимизации спортивной подготовки на стадии реализации максимальных возможностей спортсмена является использование модельно-целевого способа построения спортивной подготовки в рамках годичного или подобного спортивного (подготовительно-соревновательного) цикла.
С целью моделирования целевой соревновательной деятельности нами были исследованы соревновательные матчи, в которых играли наши ведущие теннисистки 11 – 12 лет. Для этого мы использовали специальную стенографическую запись этих матчей. Проанализировав результаты записи, нами была рассчитана внешняя средняя нагрузка соревновательных матчей.
Исследуемые параметры:
среднее арифметическое количества розыгрышей, среднее арифметическое количества ударов, средняя продолжительность матча, моторная плотность матча, средний темп игры, чисто выигранные очки, количество невынужденных ошибок, количество подач, процентные соотношения розыгрышей с разным количеством ударов.

На основе полученных данных можно смоделировать соревновательный матч между теннисистками 11-12 лет.
Игру девочек 11-12 лет можно охарактеризовать следующим образом: уже к 12 годам ведущие игроки пропагандируют активный, динамичный теннис в темпе от 18 до 22 ударов в минуту. В этом возрасте подача еще не имеет ключевого значения, достаточно, если она выполняется более чем на 92%. Процент выигранных с одной подачи очков очень мал (менее 1%). Если рассматривать тот факт, что половина розыгрышей заканчивается уже на третьем ударе, то можно утверждать, что один из важнейших действий игрока в этом возрасте является прием подачи. Девочки пытаются играть достаточно активно, не дожидаясь ошибок соперницы, но это не всегда получается, об этом говорят большое количество чисто выигранных ударов и почти такое же количество невынужденных ошибок. Из технических действий они в основном используют крученые удары справа и слева с отскока и подрезку слева. В игре девочек этого возраста 85% розыгрышей заканчивается до 7 ударов, это означает, что время розыгрышей составляет менее 15 секунд, при этом используется креатинфосфокиназный (алактатный анаэробный) механизм обеспечения.
Проведенный анализ дает добротную информацию об основных важных характеристиках матчей девочек 11-12 лет.

Психотренинг
Основные целевые установки программы психотренинга – обеспечить психологическую грамотность спортсменов и тренеров, которая является той базой, которая не позволяет наделать ошибок на начальном этапе обучения. Практически, ученик должен уметь чувствовать (оценивать) свое реальное психологическое состояние и уметь им управлять.
Другое направление психологической программы это развитие (тренинг) психологических качеств, необходимых для успеха в игре.
Примером такого тренинга является развитие внимания. Считается, что внимание спортсмена воспитывается и нуждается в систематической тренировке.
Этой теме были посвящены занятия по психологической подготовке в системе летних региональных спортивных лагерей СТЦ. Занятия проводились по методике психотренинга в легкой игровой форме каждый день по одному часу в группах по 5-10 человек. В занятиях использовались психотехнические игры и упражнения. Основные упражнения – «Пальцы», «Муха», «Фокусировка». Эти упражнения требуют от детей постоянной сосредоточенности, умения анализировать. Например, упражнение «Пальцы» позволяет проследить работу внимания в чистом виде благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Эти игры направлены, в основном, на способность управлять вниманием.
Еще одно упражнение, которое часто использовалось на занятиях – «Сверхвнимание». Участники этой игры должны были противостоять внешним помехам, сосредоточив свое внимание на внутреннем объекте. Эффективность проводимой работы оценивалась по психологическому тесту Шульте, а также по субъективной оценке своего состояния самими детьми. В результате проведенной работы у детей увеличились показатели выполнения теста на внимание на 6-10%. В течение лета несколько детей участвовали в 3-4-х сессиях лагеря. Общая продолжительность занятий составила 20 часов. У них показатели теста изменились значительно, на 23%. Это позволяет сделать вывод, что дети нуждаются в более продолжительном проведении психотренинга. Необходимо отметить, что у всех детей отмечался интерес к занятиям и сами они положительно оценивают упражнения.
Заключение

В заключение я должен сделать следующие выводы:

Мы считаем, что достигли за сравнительно небольшой срок (десятилетие) неплохих результатов по формированию системы подготовки спортсменов-теннисистов – становления теннисной Школы.
Даже не ставя, в принципе, совершенно иные задачи воспитания чемпионов, у нас появились
хорошие спортсмены, способные претендовать на места в сборных командах России. Нам также в
известной мере удалась попытка объединить и скоодинировать усилия в этом плане в Сибирском
регионе. Этому помогла система региональных лагерей, как в плане оказания учебно-методической
помощи начинающим клубам, так и в организации отдела сборных команд Сибирского
федерального округа.

Исключительно важным теперь для нас является задача получения помощи от ФТР в задачах продвижения способных спортсменов по сложном пути в профессиональный теннис.

И, наконец, мы пытаемся хоть как то ставить задачу заботы о тех, «кого приручили», - логика всей деятельности при достаточно большом охвате теннисом жаждущих стать теннисистами-профессионалами и мизерно малом «чемпионским» остатком «тренерской мясорубки» требует этого, если задумываться о гражданских последствиях нашей деятельности.

Внимательное отношение к отбору может значительно снизить напряжение проблемы «мы в ответе за тех, кого приручили», ибо в российском теннисном спорте, на мой взгляд, никак не решена проблема тех, кто отдал спорту десяток лет самого важного отрезка жизни и, не получив по каким-то причинам желаемого результата, становится ненужным ни в спорте, ни в обществе.
А проблему мы в СТЦ уже почувствовали, когда у нас появились хорошие игроки (уровня юношеской сборной России), которые по определенным причинам не продвинулись в профессиональный теннис, но при этом были близки к этому и, соответственно, отдали теннису всю свою юношескую сознательную жизнь, а затем попали в вакуум невостребованности.
Вот она морально-этическая тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили»….
А между прочим таких людей в России сотни….
Понимаю, что масштабы этой проблемы – не для рядовых тренеров или Клубов: это государственная проблема.
Тем не менее, мы не можем закрывать глаза, выстраивая систему подготовки спортсменов, на то, куда девать «отходы» от нашей кипучей деятельности воспитания суперзвезд.
Посильным вкладом в решение этой проблемы мы считаем предусматривание возможности обеспечить перспективу участия тех спортсменов, которым не удалось по каким-либо причинам попасть в ряды сборной или пройти сито TE, ITF, Futures, Satellite –турниров, чтоб поймать первые очки профессионального тура, в рекгрутинг-процессе на соискание спортивной стипендии в зарубежных университетах.
Прошедшим летом мы провели специальную сессию нашего лагеря для спортсменов, заканчивающих российскую среднюю школу и желающих с помощью наработанного теннисного мастерства получить возможность университетского образования в США.
Реакция на этот лагерь превзошла все наши ожидания, как, впрочем, и результаты сессии.


Я выражаю большую признательность всему коллективу СТЦ за участие в подготовке материалов доклада.
Я благодарен киевскому тренеру-селекционеру А.А.Козенко, любезно предоставившему материалы по проблеме отбора, и принявшему участие в долгих дискуссиях методического характера.

Отдельное и огромное спасибо с надеждой на дальнейшее сотрудничество А.П.Скородумовой, Е.А.Манюковой и В.А.Горелову, чье бескорыстие и энтузиазм зарядили нас энергией и оказали неоценимую помощь в трудном деле становления системы развития детско-юношеского тенниса в нашем регионе.





Написать письмо
Сайт создан в системе uCoz